Законно ли понижение надбавки к пенсии для бывшего главы поселения?

Льготы депутатам местного самоуправления

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

Рассмотрим перечень льгот, положенных депутатам местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2020 году.

Законодательные основания

Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.

Это должно быть отражено в его уставе.

Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:

«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»

Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:

  1. Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
    • постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
    • на непостоянной (без отрыва от производства).
  2. К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
    • помощники народных избранников;
    • служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.

На постоянной основе могут работать 10% избранников всего муниципального образования. Если же их менее десяти, то только один человек. Скачать для просмотра и печати

Привилегии народных избранников

Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата

Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.

Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.

К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Условия получения льгот депутатами

В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.

Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Как депутаты пользуются льготами

Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Доплата к пенсиям сельских vip-пенсионеров парализует работу местных администраций в Бурятии

Мина замедленного действия, похоже, начинает срабатывать

17.10.2018 в 06:40, просмотров: 1152

Считанные недели остались до начала действия закона о новом исчислении пенсионного возраста, который должен существенно сократить расходы на пенсионеров и спасти глобальную экономику страны.

Между тем экономика крошечных поселений Бурятии вот-вот готова дать трещину, и проблема здесь вырисовывается не хуже, чем с Пенсионным фондом. В бурятских селах появились свои vip-пенсионеры, заявившие о праве на доплату к трудовой пенсии, которую по закону им обязан выплачивать бюджет поселения.

Спасти бюджет

Если вчитаться в исковое заявление Владимира Шестакова, поданное в Джидинский районный суд, то история представляется следующим образом. В 2012 году, когда он работал главой поселения, через совет местных депутатов Шестаков принял постановление, гарантирующее ему как муниципальному служащему доплату к трудовой пенсии. Зная, что в этом году ему исполняется 60 лет, Шестаков сам принес в администрацию поселения «Желтуринское» заявление, что в связи с грядущими расходами в бюджет на текущий год необходимо заложить дополнительные средства. Потрясенные односельчане начали рыться в документах и обнаружили решение 42 сессии второго созыва совета депутатов образца 2012 года, на которой действительно была установлена такая доплата.

Надо сказать, что средства в бюджет поселения на 2018 год были заложены, однако, когда пришла пора их выплачивать, выяснилось, что доплата для пенсионера больше, чем сама пенсия. Как сообщил на суде Владимир Шестаков, если установленная ему по старости пенсия составляет 10 тыс. рублей, то ежемесячная доплата — 11382 рубля 65 копеек. Для сравнения: весь фонд заработной платы СП «Желтуринское» не превышает 60 тыс. рублей, а если убрать налоги, то и того меньше. К примеру, если завтра к Владимиру Шестакову вздумает присоединиться хотя бы еще один такой же бывший муниципальный работник-пенсионер, то Желтуринскую администрацию можно смело распускать по домам, а на контору повесить замок.

Читать еще:  Безо всяких уведомлений стал получать пенсию в два раза меньше на карточку и через почту

Рассудив, что надо что-то предпринимать, в администрации была созвана комиссия, которая не отменила, но ужесточила требования к местным vip-пенсионерам. Если в положении о порядке установления доплаты к пенсиям работников сельской администрации требовался стаж не менее 5 лет, то с мая 2018 года комиссия установила стаж не менее 15 лет, отказав таким образом Владимиру Шестакову в доплате.

Первый блин комом

Возмущенный подобным поворотом событий, Владимир Шестаков обратился в районный суд с требованием признать решение поселковой комиссии незаконным. По его словам, в 2012 году точно такие же решения были приняты во всех поселениях Джидинского района, и многие бывшие главы, вышедшие на пенсию, уже получают свои доплаты. Разбирательства осложнились тем обстоятельством, что поскольку иск носил характер административного производства, материалы были направлены в Верховный суд Бурятии, а там потребовали в процесс юриста.

В суде разъяснили, что, согласно новым требованиям Кодекса об административном судопроизводстве, представлять интересы поселения в суде может только юрист, имеющий высшее юридическое образование. Поскольку никакого юриста за неимением денег в поселении в последние несколько десятков лет не было, администрации пришлось заняться и этой проблемой.

Наконец, на прошлой неделе Верховный суд Бурятии вынес решение признать резолюцию комиссии об изменении стажа муниципальной службы с 5 до 15 лет незаконной. Напрасно представитель поселения взывал к тому, что бюджет не располагает финансовыми возможностями осуществлять доплату к пенсии бывших глав. Что на селе нет ни одного предприятия, производства или хотя бы мало-мальски работающего фермера, а из социальных учреждений остались только школа, детсад и библиотека.

Одно дело каждый год изыскивать из республиканской казны 260 млн рублей для доплаты к пенсиям бывших депутатов Народного Хурала и членов правительства Бурятии, что есть хоть и значительная сумма, но при прочих бюджетных показателях не критичная. Совсем другое — крошечный бюджет крошечного поселения, где появление даже одного vip-пенсионера способно парализовать работу всей администрации.

Доплата как спасательный круг

Несмотря на то, что решение комиссии судом было отменено, а значит, доплаты к трудовой пенсии бывшего сельского главы Владимира Шестакова возобновлены, нынешняя глава поселения Галина Сухарева сдаваться не собирается. Причем никто не спорит с тем, что сами по себе доплаты к пенсиям муниципальных служащих — вещь хорошая, а где-то, может, даже и вынужденная. То, что должность главы поселения есть сегодня работа чрезвычайно сложная, ответственная и связанная со множеством издержек, а потому нуждается в подобного рода социальных гарантиях, наверное, правильно.

Ни для кого не секрет, что зачастую на селе сегодня вообще нет желающих следить за документооборотом, исполнять инструкции и указы, а пуще того — вести лишенных доходов, работы и элементарных благ цивилизации односельчан к светлому будущему. Ситуация такова, что провести выборы глав поселений тоже проблема из проблем, потому как желающих нет. В иных районах приходится специально уговаривать более-менее подходящие кадры выдвинуться на пост главы, где нулевой бюджет, гора проблем и тотальная беспросветность. Даже избравшись главой и столкнувшись с реальной работой, немало таких глав, кто уходит в запой, налагает на себя руки, просто ничего не делает или готов в любую минуту сбежать от происходящего в деревне хоть на край света. Наверняка единственное, что может удержать человека в эту минуту, так это мысль о гарантированном бутерброде с маслом в старости (читай — доплате к пенсии).

Другой вопрос, что если какие-то поселения сегодня еще могут вытянуть доплату к пенсии одного бывшего руководителя, то не факт, что они смогут это делать завтра. Кто-то, как сельское поселение «Желтуринское», попробовал увеличить для кандидатов в счастливую старость стаж муниципальной службы. Кто-то пытается уменьшить сам размер доплаты. В любом случае щепетильная проблема назрела и требует решения. Закон гласит, что вопрос этот каждое поселение вправе решать самостоятельно, а вот насколько каждому удастся его решить — покажет время.

Комментарий зампрокурора республики Бурятия Дмитрия Хобракова:

— Иски бывших глав сельских поселений республики по поводу доплат к пенсиям в этом году рассматривались к администрациям сельских поселений «Желтуринское» и «Белоозерское», которые расположены в Джидинском районе. В 2017 году такие иски не заявлялись.

Основной и зачастую единственной причиной этих исков является недостаточность средств местного бюджета на исполнение данных расходных обязательств. Вместе с тем хотелось бы отметить, что полностью отменить доплаты к пенсиям выборным должностным лицам, уже получающим такие доплаты, поселения не вправе. Признание соответствующих решений представительных органов сельских поселений утратившими силу при отсутствии иной регламентации порядка осуществления доплаты к пенсии является незаконным. Но поскольку финансирование доплаты к пенсии указанных лиц осуществляется за счет собственных доходов соответствующих поселений, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии.

В этой связи необходимо отметить позицию Верховного суда Российской Федерации, выраженную в определении от 28.06.2017 №73-АПГ17-1 по делу о признании недействующими пункта 5 статьи 1 и статьи 1.1 закона Республики Бурятия от 17.12.2015 №1567-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия в связи с принятием закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2016 год». Верховный суд РФ пришел к выводу о том, что ежемесячные доплаты к страховой пенсии, установленные законом Республики Бурятия от 29.09.2001 №808-II, являются дополнительной социальной гарантией, которую субъект РФ вправе реализовать лишь при условии надлежащего финансирования из бюджета республики, в связи с чем законодатель субъекта Российской Федерации вправе не только устанавливать, но и в последующем изменять порядок, условия, размеры таких выплат, а временное изменение правового регулирования выплаты ежемесячных доплат, продиктованное финансовыми возможностями, нельзя квалифицировать как произвольный отказ регионального законодателя от исполнения принятых на себя ранее публично-правовых обязательств.

Если говорить о порядке установления доплат к пенсиям выборных лиц, в том числе о периоде замещения должности, то он определяется представительным органом соответствующего муниципального образования. На региональном уровне закреплены основные критерии этого порядка, к которым относятся: замещение выборной должности на постоянной основе не менее трех лет, освобождение от такой должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев, связанных с виновными действиями (бездействием).

В суде по иску Шестакова к администрации сельского поселения «Желтуринское» рассматривался также вопрос необходимости публикации нормативных правовых актов. Действительно, действующее законодательство определяет, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании. Однако в случае, когда по объективным причинам (например, малая численность жителей, особенности расположения муниципального образования и т.п.) опубликование муниципальных правовых актов в печатных средствах массовой информации не осуществляется (исключая случаи, когда федеральным законом установлено требование именно об официальном опубликовании принятых правовых актов), для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов поселения вправе использовать общедоступные места либо публиковать акты в сетевом издании (сайт в сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации).

Верховный Суд РФ отменил пересчёт пенсии за выслугу лет бывшей главе села Первомайского

При определении размера муниципальных доплат бывшим чиновникам надо исходить из реалий сегодняшнего дня и обеспеченности бюджетов.

В администрацию Тындинского района поступило определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 году, который отменил решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 года. Бывшей главе Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет.

Читать еще:  Как действовать, если размер пенсии меньше, чем назначен?

Людмила Шамрай обратилась в суд с иском к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет. В обоснование требований она ссылалась на то, что с 27 декабря 1996 года по 10 января 2005 года она замещала должность главы администрации села, а с 28 ноября 2009 года получает пенсию за выслугу лет в размере 16 836 руб. Такое решение 1 декабря 2009 года приняла администрация Первомайского сельсовета (45% базового денежного вознаграждения по должности).

7 мая 2014 года Людмила Шамрай обратилась с заявлением в администрацию Первомайского сельсовета, в котором просила произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу новой редакции Устава этого населенного пункта. Действующая глава администрации сельского отказала ей в этой просьбе. Такое решение было принято в связи с тем, что нормативными правовыми актами перерасчет пенсии за выслугу лет не предусмотрен.

Не согласившись с отказом, пенсионерка просила районный суд признать незаконным решение администрации Первомайского сельсовета от 26 мая 2014 года, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу изменений, внесенных в Устав Первомайского сельсовета и положение от 27 августа 2008 года № 21, то есть с 25 января 2012 года, исходя из ее стажа муниципальной службы (стаж Людмилы Бонифатьевны – 11 лет 11 месяцев 1 день). Женщина просила установить ей «муниципальную доплату» к пенсии по старости в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

26 ноября 2014 года решением Тындинского районного суда Амурской исковые требования Людмилы Шамрай были удовлетворены. Отказ администрации села в перерасчете пенсии был признан незаконным. На ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет Людмиле Шамрай пенсии за выслугу лет с 25 января 2012 года в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

В администрации Первомайского сельсовета с данным решением не согласились, посчитав, что тратить средства скудного местного бюджета на повышения муниципальных пенсий неразумно. Однако в судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Глава Первомайского сельсовета подала в Верховный Суд Российской Федерации кассационную жалобу для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Людмилы Шамрай.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Так, в Верховному Суде посчитали, что на момент выхода Людмилы Шамрай на пенсию в п. 4 положения от 27 августа 2008 г. № 21 был закреплено, что лицу, замещавшему должность администрации Первомайского сельсовета, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: при замещении муниципальной должности администрации Первомайского сельсовета сроком семь и более лет – 45% денежного вознаграждения по соответствующей должности.

Решением администрации Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай была установлена пенсия за выслугу лет в размере 12 879,54 руб. (45% денежного вознаграждения по должности главы администрации). В дальнейшем в связи с повышением денежного вознаграждения по должности главы администрации женщине производился перерасчет пенсии за выслугу лет: в мае 2010 года размер пенсии истца за выслугу лет составлял 13 638,6 руб., в августе

года – 15 411,64 руб., в октябре 2012 года – 16 337,34 руб., в октябре 2013 года – 17 235,45 руб.

Решением Первомайского сельского Совета народных депутатов от 31 мая 2011 года был принят Устав Первомайского сельсовета, в части 3 ст. 29 было предусмотрено, что при замещении должности главы Первомайского сельсовета в течение свыше двух сроков исполнения полномочий главе в связи с выходом на пенсию устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45% базового денежного вознаграждения по должности.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области и муниципальными правовыми актами для территории Первомайского сельсовета (ч. 3 ст. 29 Устава).

Решениями Первомайского сельского Совета народных депутатов от 25 января 2012 г. № 156 и 156/1 в часть 3 ст. 29 Устава села и п. 4 положения от 27 августа 2008 г, № 21 были внесены изменения, согласно которым при замещении должности главы Первомайского сельского Совета народных депутатов сроком свыше трех лет исполнения полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права. Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, которые работали на одной и той же должности в администрации села и были уволены в разное время.

Кроме того, суд посчитал, что при определении размера муниципальных доплат бывшим чиновникам надо исходить из реалий сегодняшнего дня и обеспеченности бюджетов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила, что решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. необходимо отменить. В удовлетворении исковых требований Людмилы Бонифатьевны Шамрай к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет было отказано.

Доплата к пенсиям сельских vip-пенсионеров парализует работу местных администраций в Бурятии

Мина замедленного действия, похоже, начинает срабатывать

17.10.2018 в 06:40, просмотров: 1152

Считанные недели остались до начала действия закона о новом исчислении пенсионного возраста, который должен существенно сократить расходы на пенсионеров и спасти глобальную экономику страны.

Между тем экономика крошечных поселений Бурятии вот-вот готова дать трещину, и проблема здесь вырисовывается не хуже, чем с Пенсионным фондом. В бурятских селах появились свои vip-пенсионеры, заявившие о праве на доплату к трудовой пенсии, которую по закону им обязан выплачивать бюджет поселения.

Спасти бюджет

Если вчитаться в исковое заявление Владимира Шестакова, поданное в Джидинский районный суд, то история представляется следующим образом. В 2012 году, когда он работал главой поселения, через совет местных депутатов Шестаков принял постановление, гарантирующее ему как муниципальному служащему доплату к трудовой пенсии. Зная, что в этом году ему исполняется 60 лет, Шестаков сам принес в администрацию поселения «Желтуринское» заявление, что в связи с грядущими расходами в бюджет на текущий год необходимо заложить дополнительные средства. Потрясенные односельчане начали рыться в документах и обнаружили решение 42 сессии второго созыва совета депутатов образца 2012 года, на которой действительно была установлена такая доплата.

Читать еще:  Могу ли я приобрести дом у родителей в ипотеку под мат капитал?

Надо сказать, что средства в бюджет поселения на 2018 год были заложены, однако, когда пришла пора их выплачивать, выяснилось, что доплата для пенсионера больше, чем сама пенсия. Как сообщил на суде Владимир Шестаков, если установленная ему по старости пенсия составляет 10 тыс. рублей, то ежемесячная доплата — 11382 рубля 65 копеек. Для сравнения: весь фонд заработной платы СП «Желтуринское» не превышает 60 тыс. рублей, а если убрать налоги, то и того меньше. К примеру, если завтра к Владимиру Шестакову вздумает присоединиться хотя бы еще один такой же бывший муниципальный работник-пенсионер, то Желтуринскую администрацию можно смело распускать по домам, а на контору повесить замок.

Рассудив, что надо что-то предпринимать, в администрации была созвана комиссия, которая не отменила, но ужесточила требования к местным vip-пенсионерам. Если в положении о порядке установления доплаты к пенсиям работников сельской администрации требовался стаж не менее 5 лет, то с мая 2018 года комиссия установила стаж не менее 15 лет, отказав таким образом Владимиру Шестакову в доплате.

Первый блин комом

Возмущенный подобным поворотом событий, Владимир Шестаков обратился в районный суд с требованием признать решение поселковой комиссии незаконным. По его словам, в 2012 году точно такие же решения были приняты во всех поселениях Джидинского района, и многие бывшие главы, вышедшие на пенсию, уже получают свои доплаты. Разбирательства осложнились тем обстоятельством, что поскольку иск носил характер административного производства, материалы были направлены в Верховный суд Бурятии, а там потребовали в процесс юриста.

В суде разъяснили, что, согласно новым требованиям Кодекса об административном судопроизводстве, представлять интересы поселения в суде может только юрист, имеющий высшее юридическое образование. Поскольку никакого юриста за неимением денег в поселении в последние несколько десятков лет не было, администрации пришлось заняться и этой проблемой.

Наконец, на прошлой неделе Верховный суд Бурятии вынес решение признать резолюцию комиссии об изменении стажа муниципальной службы с 5 до 15 лет незаконной. Напрасно представитель поселения взывал к тому, что бюджет не располагает финансовыми возможностями осуществлять доплату к пенсии бывших глав. Что на селе нет ни одного предприятия, производства или хотя бы мало-мальски работающего фермера, а из социальных учреждений остались только школа, детсад и библиотека.

Одно дело каждый год изыскивать из республиканской казны 260 млн рублей для доплаты к пенсиям бывших депутатов Народного Хурала и членов правительства Бурятии, что есть хоть и значительная сумма, но при прочих бюджетных показателях не критичная. Совсем другое — крошечный бюджет крошечного поселения, где появление даже одного vip-пенсионера способно парализовать работу всей администрации.

Доплата как спасательный круг

Несмотря на то, что решение комиссии судом было отменено, а значит, доплаты к трудовой пенсии бывшего сельского главы Владимира Шестакова возобновлены, нынешняя глава поселения Галина Сухарева сдаваться не собирается. Причем никто не спорит с тем, что сами по себе доплаты к пенсиям муниципальных служащих — вещь хорошая, а где-то, может, даже и вынужденная. То, что должность главы поселения есть сегодня работа чрезвычайно сложная, ответственная и связанная со множеством издержек, а потому нуждается в подобного рода социальных гарантиях, наверное, правильно.

Ни для кого не секрет, что зачастую на селе сегодня вообще нет желающих следить за документооборотом, исполнять инструкции и указы, а пуще того — вести лишенных доходов, работы и элементарных благ цивилизации односельчан к светлому будущему. Ситуация такова, что провести выборы глав поселений тоже проблема из проблем, потому как желающих нет. В иных районах приходится специально уговаривать более-менее подходящие кадры выдвинуться на пост главы, где нулевой бюджет, гора проблем и тотальная беспросветность. Даже избравшись главой и столкнувшись с реальной работой, немало таких глав, кто уходит в запой, налагает на себя руки, просто ничего не делает или готов в любую минуту сбежать от происходящего в деревне хоть на край света. Наверняка единственное, что может удержать человека в эту минуту, так это мысль о гарантированном бутерброде с маслом в старости (читай — доплате к пенсии).

Другой вопрос, что если какие-то поселения сегодня еще могут вытянуть доплату к пенсии одного бывшего руководителя, то не факт, что они смогут это делать завтра. Кто-то, как сельское поселение «Желтуринское», попробовал увеличить для кандидатов в счастливую старость стаж муниципальной службы. Кто-то пытается уменьшить сам размер доплаты. В любом случае щепетильная проблема назрела и требует решения. Закон гласит, что вопрос этот каждое поселение вправе решать самостоятельно, а вот насколько каждому удастся его решить — покажет время.

Комментарий зампрокурора республики Бурятия Дмитрия Хобракова:

— Иски бывших глав сельских поселений республики по поводу доплат к пенсиям в этом году рассматривались к администрациям сельских поселений «Желтуринское» и «Белоозерское», которые расположены в Джидинском районе. В 2017 году такие иски не заявлялись.

Основной и зачастую единственной причиной этих исков является недостаточность средств местного бюджета на исполнение данных расходных обязательств. Вместе с тем хотелось бы отметить, что полностью отменить доплаты к пенсиям выборным должностным лицам, уже получающим такие доплаты, поселения не вправе. Признание соответствующих решений представительных органов сельских поселений утратившими силу при отсутствии иной регламентации порядка осуществления доплаты к пенсии является незаконным. Но поскольку финансирование доплаты к пенсии указанных лиц осуществляется за счет собственных доходов соответствующих поселений, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии.

В этой связи необходимо отметить позицию Верховного суда Российской Федерации, выраженную в определении от 28.06.2017 №73-АПГ17-1 по делу о признании недействующими пункта 5 статьи 1 и статьи 1.1 закона Республики Бурятия от 17.12.2015 №1567-V «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия в связи с принятием закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2016 год». Верховный суд РФ пришел к выводу о том, что ежемесячные доплаты к страховой пенсии, установленные законом Республики Бурятия от 29.09.2001 №808-II, являются дополнительной социальной гарантией, которую субъект РФ вправе реализовать лишь при условии надлежащего финансирования из бюджета республики, в связи с чем законодатель субъекта Российской Федерации вправе не только устанавливать, но и в последующем изменять порядок, условия, размеры таких выплат, а временное изменение правового регулирования выплаты ежемесячных доплат, продиктованное финансовыми возможностями, нельзя квалифицировать как произвольный отказ регионального законодателя от исполнения принятых на себя ранее публично-правовых обязательств.

Если говорить о порядке установления доплат к пенсиям выборных лиц, в том числе о периоде замещения должности, то он определяется представительным органом соответствующего муниципального образования. На региональном уровне закреплены основные критерии этого порядка, к которым относятся: замещение выборной должности на постоянной основе не менее трех лет, освобождение от такой должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев, связанных с виновными действиями (бездействием).

В суде по иску Шестакова к администрации сельского поселения «Желтуринское» рассматривался также вопрос необходимости публикации нормативных правовых актов. Действительно, действующее законодательство определяет, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании. Однако в случае, когда по объективным причинам (например, малая численность жителей, особенности расположения муниципального образования и т.п.) опубликование муниципальных правовых актов в печатных средствах массовой информации не осуществляется (исключая случаи, когда федеральным законом установлено требование именно об официальном опубликовании принятых правовых актов), для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов поселения вправе использовать общедоступные места либо публиковать акты в сетевом издании (сайт в сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector