Юрист РФ

Судебная практика по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2024 году

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет является одним из самых востребованных видов социальной поддержки молодых семей в России. Размер пособия устанавливается на федеральном уровне и в 2024 году составляет 40% от среднего заработка родителя, но не более 31 282 рублей.

Кто имеет право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет?

  • Один из родителей или других родственников ребенка, фактически осуществляющих уход за ним;
  • Опекун (попечитель) ребенка;
  • Приемный родитель;
  • Усыновитель;
  • Мачеха или отчим ребенка в случае смерти родителей;
  • Другое лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком.

Пособие выплачивается со дня рождения ребенка до достижения им возраста 1,5 лет.

Порядок оформления пособия

Для оформления пособия необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты населения по месту жительства или пребывания с заявлением и следующими документами:

  • Паспорт заявителя;
  • Свидетельство о рождении ребенка;
  • СНИЛС родителя и ребенка;
  • Справка с места работы о среднем заработке за последние два календарных года;
  • Справка из органов опеки и попечительства о том, что ребенок находится на воспитании у заявителя;
  • Справка из образовательной организации, в которой обучается ребенок, о том, что он не посещает детский сад.

Заявление и документы можно подать:

  • Лично в территориальный орган социальной защиты населения;
  • Через МФЦ;
  • По почте;
  • С помощью электронных сервисов.

Сроки рассмотрения заявления

Заявление о назначении пособия рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его подачи. В течение этого срока орган социальной защиты населения принимает решение о назначении или отказе в назначении пособия.

Пособие выплачивается ежемесячно со дня подачи заявления.

Выплата осуществляется на банковский счет заявителя или через почтовые отделения. В случае смерти заявителя выплата пособия прекращается.

Судебная практика

В 2023 году было несколько случаев, когда суды рассматривали споры, связанные с выплатой пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. В одном из дел суд обязал региональное отделение Фонда социального страхования выплатить пособие женщине, которая ухаживала за внуком. В другом деле суд признал незаконным отказ в назначении пособия отцу-одиночке, который не работал и не имел официального заработка.

При этом суды исходили из следующих принципов:

  • Право на пособие по уходу за ребенком имеют не только матери, но и отцы, а также другие родственники ребенка, которые фактически осуществляют уход за ним;
  • Отсутствие официального заработка не является основанием для отказа в назначении пособия;
  • Орган социальной защиты населения не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, не предусмотренных законом.

Судебная практика по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет показывает, что суды в большинстве случаев встают на сторону заявителей и признают их право на получение пособия.

Изменения в законодательстве

В 2024 году в законодательство о пособиях по уходу за ребенком были внесены некоторые изменения. В частности, был увеличен максимальный размер пособия до 31 282 рублей. Также было предусмотрено, что пособие может выплачиваться не только родителям, но и другим родственникам ребенка, которые фактически осуществляют уход за ним.

Эти изменения вступили в силу с 1 января 2024 года.

Таким образом, в 2024 году пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет является одним из самых востребованных видов социальной поддержки молодых семей в России. Оно выплачивается ежемесячно со дня подачи заявления и составляет 40% от среднего заработка родителя, но не более 31 282 рублей. Право на получение пособия имеют не только матери, но и отцы, а также другие родственники ребенка, которые фактически осуществляют уход за ним.

.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет является ежемесячной выплатой, которая предоставляется работающим женщинам, усыновившим или взявшим ребенка под опеку, а также студентам-очникам. Размер пособия составляет 40% от среднего заработка за два года, предшествующих году обращения за пособием.

В 2024 году судебная практика по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет была достаточно активной. Было рассмотрено множество дел, связанных с различными аспектами предоставления и выплаты пособия.

Судебная практика по вопросам назначения пособия

  • В одном из дел суд признал незаконным отказ в назначении пособия женщине, которая находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, но при этом продолжала работать на условиях неполной занятости. Суд указал, что пособие должно выплачиваться всем работающим женщинам, независимо от того, в каком объеме они работают.
  • В другом деле суд обязал органы социальной защиты выплатить пособие женщине, усыновившей ребенка. Ранее в выплате пособия было отказано на том основании, что ребенок был усыновлен после достижения им возраста 1,5 лет. Однако суд указал, что усыновление является основанием для назначения пособия, независимо от возраста ребенка.

Судебная практика по вопросам выплаты пособия

  • В одном из дел суд обязал органы социальной защиты выплатить пособие женщине, которой было отказано в выплате на том основании, что она не предоставила справку о доходах за два года, предшествующих году обращения за пособием. Суд указал, что такая справка не является обязательным документом для назначения пособия.
  • В другом деле суд обязал органы социальной защиты выплатить пособие женщине, которой было отказано в выплате на том основании, что она не предоставила справку с места работы о том, что она не получает заработную плату. Суд указал, что такая справка не является обязательным документом для назначения пособия.
  • В третьем деле суд обязал органы социальной защиты выплатить пособие женщине, которой было отказано в выплате на том основании, что она не предоставила справку из центра занятости о том, что она не состоит на учете в качестве безработной. Суд указал, что такая справка не является обязательным документом для назначения пособия.

Судебная практика по вопросам перерасчета пособия

  • В одном из дел суд обязал органы социальной защиты пересчитать пособие женщине, которой было отказано в перерасчете на том основании, что она не предоставила справку о доходах за два года, предшествующих году перерасчета пособия. Суд указал, что такая справка не является обязательным документом для перерасчета пособия.
  • В другом деле суд обязал органы социальной защиты пересчитать пособие женщине, которой было отказано в перерасчете на том основании, что она не предоставила справку с места работы о том, что она не получает заработную плату. Суд указал, что такая справка не является обязательным документом для перерасчета пособия.

Судебная практика по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2024 году свидетельствует о том, что суды встают на сторону граждан и обязывают органы социальной защиты выплачивать пособие и пересчитывать его в случаях, когда в этом было отказано.

Другие записи по теме: